Каталог Duvils Group
Архитектурно-строительная Премия Дом Года

керамические панели. По винным волнам!

24.09.2008

Ричард Роджерс дегустирует терракоту!

В сентябре в Испании, недалеко от города Вальядолид, закончится строительство нового комплекса винных погребов, спроектированного британским бюро Rogers Stirk Harbour + Partners. Любопытно, что проект великого Ричарда Роджерса удивительно перекликается с работами Ренцо Пиано – его не менее великого соавтора по парижскому Центру Помпиду. И это не только волнообразная крыша, напоминающая пиановский Музей Пауля Клее, но и использованный в отделке материал – а это терракотовая плитка. Которая, в свою очередь, была отличительной особенностью другого проекта Пиано – «Интернационального города» в Лионе, о котором мы рассказывали в прошлом номере Made in Future. Снаружи комплекс выглядит как пять длинных параболических сводов. Но под ними скрываются еще два закопанных в землю этажа. Это решение определено в первую очередь технологией: хранение вина требует особой температуры, которую и обеспечивает почва. Но эта необходимость оказалась весьма на руку архитектору. У Роджерса получился красивый компактный объем с интересными внутренними пространствами. Он состоит из нескольких антресолей и переходов, а под ними – баки с вином. На- верху, под сводами, виноград разбирают и производят вино, а внизу оно бутилируется и хранится. Нашлось место и комнатам для дегустации, презентационному залу и офисным помещениям с собственным, между прочим, садом. А с прежним винным производством, расположенным по соседству, новый комплекс соединен подземным тоннелем. Волнообразная крыша не только определяет образ постройки, но и работает на качество продукта. Конструкция терракотовой кровли, отнесенная от основного объема на V-образных опорах, является второй оболочкой. Под ней проходят воздушные потоки, не дающие внутренним помещениям нагреваться. А это не только сохраняет столь важный для производства вина температурный режим, но и минимизирует использование принудительного климат- контроля, потребляющего электричество. С требованиями температурного режима связаны и большие выносы крыши относительно стеклянных стен южного фасада – они затеняют его. Погреба, расположенные в небольшой деревне у подножия холма с величественным замком Пеньяфьел, как бы продолжают существующий рельеф. Силуэт крыши отлично сочетается с холмистыми окрестностями. Словно вырастающие из земли, своды с их деревянными арками напоминают не только Музей Клее, но и крышу четвертого терминала мадридского аэропорта Барахас (см. Made in Future №2), которую Роджерс проектировал, как будто накладывая кальку на окрестные горы. Но кроме этих ультрасовременных зданий, постройка похожа и на традиционные испанские погреба рубежа XIX–XX веков, придуманные известными каталонскими зодчими. Благо вино (оно называется Ribera del Duero и производится тут с 1927 года) хранилось здесь всегда именно в рельефе: холм под замком изрыт переходами и винными хранилищами. Другой важный сюжет этой крыши – открытость ее взорам посетителей замка. Поэтому так важно было выбрать правильный отделочный материал. Любопытно, что это первый пример того, как фасадная терракооват плитка оказывается на крыше. Впрочем, зная, кто автор проекта, можно не удивляться такому эксперименту. Ричард Роджерс использовал этот материал еще в начале века в проекте многоквартирного лондонского дома Montevetro и, соответственно, знал, что от него можно ожидать. Выбранная им терракотовая плитка теплого землистого оттенка перекликается и с местными полями, и с крышами деревеньки, а заодно обеспечивает качественную защиту от дождей. метился в Испании, построив в Мадриде аэропорт Барахас, – как Гери отметился в Биль- бао до работы в Риохе. Самое любопытное в этом проекте то, что новые погреба со старыми будет связывать подземный ход. Получается своеобразная метафора связи поколений. Существует такой дедовский способ омоложения старой лозы: прикопать одну из ветвей старой, слабеющей лозы и подождать, пока она даст новые корни. Качество винограда, снятого с нового куста, уже на третий год будет сопоставимо с качеством старой лозы, а иммунитет, устойчивость к заболеваниям, будет гораздо выше, чем у лоз-ровесниц, посаженных обычным способом. Мистика только в том, что если перерезать ветвь, связывающую молодую лозу со старой, обе вскоре погибнут.

Современные терракотовые панели в Испании производят Terranit.

Текст: Мария Фадеева, "Made in future" №2(4), 2008 г.