Каталог Duvils Group
Архитектурно-строительная Премия Дом Года

Терракотовый город Ренцо Пиано

21.03.2008

В 2006 году закончилось строительство последнего здания в «Интернациональном Городе» Ренцо Пиано – огромного амфитеатра на 3000 зрителей. Новорожденный «город» расположен в Лионе между рекой Роной и парком Тет д’Ор и представляет собой квартал смешанной застройки площадью более 15 гектаров.

Этот участок с 1918 года был занят дворцом Лионской ярмарки, который несколько раз перестраивался в течение двадцатого века.

А в 1984 году власти города выделили ярмарке другое место, после чего объявили международный конкурс на перепрофилирование освобожденной территории. История «Интернационального Города» начинается в 1989 году.

Конкурс выиграли архитектурное бюро Ренцо Пиано и ландшафтный архитектор Мишель Коражу. Их главной целью стало полное слияние архитектуры и природы, ведь комплекс с одной стороны ограничен густой зеленью парка, а с другой – водами реки.

Строительство заняло более пятнадцати лет, но в конце концов практически в центре Лиона оказался ансамбль нового маленького города со своей неповторимой инфраструктурой и особой жизнью. В комплекс вошли жилые дома, офисы, здесь есть казино, отель, кинотеатр и помещения для Музея современного искусства.

Благодаря реконструкции в этой части были переделаны транспортная система и дорожное сообщение всего района.

Комплекс представляет собой интересное градостроительное и ландшафтное решение застройки большой части старого «живого» города. На территории создан ансамбль нового поколения: не просто квартал, район, дом или поселок, а именно «Интернациональный Город».

Авторы собрали практически все сферы жизни горожанина, но при этом включили их в природное окружение в разных его проявлениях, это город в парке, а не парк в городе. Здесь есть зоны для работы, детский сад-ясли, зона для катания на велосипеде и почти 30-километровая парковая зона для прогулок и пикников, соединяющая Лион с его искусственным пригородом. Она расчерчена извилистыми аллеями, а границы территории «идеального города» обрамляют белые ясени.

«Город» поворачивает по берегу реки и в точности повторяет ее изгибы и перепады рельефа. План прост: это двадцать модульных зданий, выстроенных друг против друга так, что между ними образуется единственная улица (застекленный пассаж), так называемая внутренняя.

А завершает улицу эффектный «Лионский амфитеатр», под которым ниже уровня земли расположен новый форум – выставочное пространство. Задняя стенка амфитеатра – стеклянный экран со стеклянной сценой зрительного зала – является торцом пассажа и выходит на главную площадь «Города».

Сам он имеет форму полукруга и гармонично завершает композицию комплекса: будто является головой этой извивающейся змеи, на которую походит «Город». Еще композицию «Города» можно ассоциировать с поездом, медленно ползущим по берегу, во главе которого установлен большой серебристый паровоз, задающий тон и все дальнейшие движения «вагонов». Это дом-корабль, наследие рационалистической и конструктивистской архитектуры 1920–1930-х годов, но переработанный и увеличенный в несколько раз. Его необычность заключается именно в его двояком положении: с одной стороны, он существует в гармонии с собой и природой, этот «корабль» сам себя обеспечивает и живет по своим законам, но с другой стороны, это неотъемлемая часть Лиона, его новый квартал.

Пять из двадцати домов волшебного «корабля», пришвартовавшегося у берега Роны, занимают квартиры, восемь – бюро и офисы, также здесь выстроены отель «Хилтон», казино «Фараон», Музей современного искусства, кинотеатр. «Интернациональный Город» представляет собой «кусок» города, где перемешаны экономика, культура, жилье и развлечения, и все это на небольшом пространстве, как будто большой город создает свое отражение, только в меньшем размере.

Первой постройкой ансамбля стал Центр Конгрессов, который был открыт в декабре 1995 года. Он эффектно выделяется своими прозрачными конструкциями и просвечивающимися через них пересечениями и переплетениями лестниц. Вторым был построен Музей современного искусства, его открытие приурочили к 3-й биенналле современного искусства. Тогда архитекторы переделали и модернизировали набережную и парк, прилегающие к комплексу, чтобы создать ощущение, что природа доминирует, тогда как архитектура только дополняет придуманный мастерами ландшафт.

Получившийся ансамбль можно рассматривать как удивительный пример экологически чистой архитектуры. Парк плавно соединяется с постройками, постройки переходят в набережную, а река несет свои воды мимо, но при этом успевает сыграть свою роль в этом проекте.

Для отделки фасадов Ренцо Пиано выбрал терракоту ярко-рыжего оттенка. Терракота теплый, земной материал, он, как никакой другой, подходит для облицовки домов в «Интернациональном Городе». Большая часть зданий «Города» – одиннадцатиэтажные. В жилых домах цокольный этаж отведен под коммунальные службы, а на последних размещены пентхаусы с округлыми стеклянными крышами, благодаря чему ансамбль напоминает большую парковую оранжерею, в которой выращиваются люди, бизнес, игры, кино, искусство. Здесь можно «вырастить» даже отдых!

Пиано и Коражу играют на неуловимом сочетании природы и архитектуры. Кажется, что этот комплекс на берегу реки находится в постоянном движении, он будто медленно переворачивается с одной стороны на другую, совершенно незаметно для его обитателей.

Возможно он, как сама природа, которая его окружает, так прочно входит в жизнь населяющих и посещающих его людей, что его присутствие становится почти незаметным, и, напротив, внезапное исчезновение такого архитектурного творения может быть замечено всеми – как внезапное исчезновение какого-либо природного явления. Этот эксперимент явно удался его создателям и, несмотря на долгие годы созидания, воплотился в жизнь со всеми необходимыми нюансами и особенностями. Природа как будто сама взрастила «Город» и питает его своими силами. Он – город-сад, и главное его назначение – быть этим садом. Современная архитектура здесь выступает как проводник человека в мир природы, человек больше не стремится возвыситься над ней, он выступает как сотрудник природы, а она, в свою очередь помогает существовать ему в полной гармонии с окружающим миром. Его можно сравнить с поездом, кораблем, живым существом, потому что ансамбль дышит и живет. Может, в действительности это единение и не абсолютное, но эстетически, художественно оно обыграно со всей полнотой.

Terreal Ренцо Пиано

Чтобы сохранить и подчеркнуть природный ландшафт территории «Интернационального Города», знаменитый архитектор из Генуи выбрал терракоту как доминирующий материал в отделке зданий.

Данный выбор Ренцо Пиано был не случаен, ведь именно терракота, являясь природным материалом, как нельзя лучше сливается с природой и придает зданиям теплый и живой оттенок. Так началось зарождение терракотового фасада – нового направления в облицовке зданий.

Именно терракота сумела ответить строгим требованиям архитектора и специально для проекта «Интернациональный Город» разработала современную модификацию фасадной терракотовой плиты.

Специально по требованию Пиано были разработаны разные размеры данной плиты: 20, 30, 41 см в высоту и доходящие до 152 см в длину.

В то время как проект продвигался и у гениального итальянского архитектора появлялись новые идеи и требования, компания разработала солнцезащитные ламели. Также, чтобы придать завершенность зданиям, был разработан угловой элемент.

На сегодняшний день «Интернациональный Город» в Лионе является одним из самых больших и известных проектов с терракотовым фасадом в мире.

Современные терракотовые панели производят Terranit (Испания).